Об одном подходе к построению искусственного интеллекта
Об одном
подходе к построениюискусственного
интеллекта
На основе теории
познанияПлатона , разработки
структурных основ древних медицинских систем (Исламской и Восточной медицины)
предлагается созданиесистем искусственного интеллекта.Для построения систем искусственного интеллекта предлагается
концептуальная структурная модельв виде
пяти, четырех и трехэлементныхориентированных знаковых графов.Систему предлагается строить как четырехэлементную структуруПлатона в виде четырех блоков: блока «Рассудок»
- базы знаний; блока «Мышление» - логического и вычислительного комплекса;
блока «Вера» - исходных данных; блока «Подобие» - базы данных.
Как известно, одним из
основных компонентов интеллектуальныхсистем является формализация представления знаний. Как правило, это
логическиемодели, описывающие знание
как формулы в некотором логическом исчислении, семантические сети, фреймы и
продукционные системы.
Предлагается несколько
инойподход к построению
интеллектуальных систем, и в частности, баз знаний и баз данных,подход, основанный на теории познания
Платона.
Платон дает следующую
классификацию видов знания: интеллектуальныеи чувственные знания. Каждая из этих видов знания , в свою очередь,
делятся на два вида.Интеллектуальноезнание делится на мышление и рассудок.
Под мышлением понимается
деятельность одного лишь ума,свободного
от примеси чувственности. Находясь в этой сфере, познающий пользуется умом ради
него же. Под рассудком понимается вид интеллектуального знания, при котором
познающий также пользуетсяумом, ноуже не ради самого ума и его созерцаний, а
для того, чтобы с
помощью ума понимать чувственные вещи или
образы. Это познавательная деятельность созерцания мыслимого и сущего
рассудком, а не ощущениями.
Чувственное знание делитсяна две области: веру и подобие.Посредствомверы воспринимаются вещи в качестве существующих. Подобие - вид
представлениязнаний иинтеллектуальное действованиес чувственными образами вещей. Подобие -
некое мыслительноепостроение,
основывающееся на вере.
Теория познания Платона
построена так, что просматривается ее связь с учением четырехкорней всех вещей (земли, воды, воздуха и
огня), восходящим к Эмпидоклу и далее к верованиям орфиков. Данное учение было
принято и усовершенствовано Аристотелем и в дальнейшем развито в учение о пяти
элементах.
Все это можно было бы
считать просто прошлым этапом в развитии цивилизации, не имеющим отношения к
современной науке. Однако, вся медицина Авиценныбазируется на учении о четырех элементах
Аристотеля,иглорефлексотерапия в
Восточной медицине базируется на теории пяти элементов (теория У-син). Причем,
в теории У-син Восточной медицины строго определены в пятиэлементной схеме
деструктивные и созидающие связи, воздействие одного элемента на другой имеет определенную
ориентацию. Структурно пятиэлементную схему втеории У-син можнорассматриватькак ориентированный
знаковый пятиэлементный граф, вершины которого имеютпросто исторические названия: «огонь»,
«земля», «металл», «вода», «дерево». Можно показать, что базируясь на четырех и
пятиэлементных ориентированных знаковых графах построить базуданных по степеням и ступенямгорячности, холодности, влажности и сухости
лекарственных трав по Авиценне.
Далее, например, знания о
прямоугольномтреугольнике укладываются
в четырехэлементный граф и его трехэлементный подграф, еслипод созидающей связьюв графе понимать увеличение стороны или угла,
а под деструктивной - уменьшение стороны или угла. К примеру, теореме Пифагора
соответствует трехэлементный граф, в одной извершин которого «элемент» -квадрат гипотенузы, а в двух других вершинах
- квадраты катетов. Нетрудновидеть, что
вершина «квадрат гипотенузы» имеет созидающие связи с двумя другими, а те между
собой деструктивную связь. Можно привести множество других примеровструктурирования таким образом знаний о
предметах, явлениях.
Следовательно, можно
поставить вопрос о создании концептуальной модели (схемы) структурирования в
компьютерных системах.Положительное
решение данного вопроса позволит говорить об интеллектуальных компьютерных
системах.
Принимая к интеллектуальным
системам в некотором смысле антропоморфизм и полагая, что элемент «Рассудок» -
интенсиональная база знаний, основанная на комплексе графовых структур,
«Мышление» - логический и вычислительный комплекс, «Вера» - атомарные данные, «Подобие»
- конкретные данные (база данных) вложенные в структуры из блока«Рассудок», можно говорить о системе
компьютерного искусственного интеллекта. В этом случае, при введении в компьютер
некоторых исходных данных, система обратится в блок «Подобие» для отыскания
данных, соответствующих исходным. Если такие данные есть, то в блок «Рассудок»
система перенесет весь комплекс структур касающихся исходных данных. В этом
случаеблок «Рассудок» выразит свое
«понимание» предметной области ввиду полноты структурных схем и передаст
команду длявключения блока «Мышление» ,
который произведет требуемые логические операции иливычисления. Затем блок «Вера» выдаст
пользователю результат. Если же таких данных в блоке «Подобие» не окажется, то
все равноподключается блок «Рассудок»,
который будет заполнять свои структуры посредством блоков «Мышление» и «Вера»,
требуя дополнительные данные, конкретизируядля нового структурного комплекса понятие деструктивных и созидающих
связей.Когдановый структурный комплекс, по мнению
разработчика и системы, будет сформирован, он будет отправлен в блок «Подобие»
для хранения. Таким образом, можно будет создать программный продукт с
некоторым подобием интеллектуального действия.
На наш взгляд данный подход
вполне реализуемдля древних медицинских
систем, создания систем «осмысливаемого» компьютером перевода с одного языка на
другой, систем общения ЭВМ с пользователем.